Основы взаимодействия. Шаг в танго (физические аспекты).
56

 

Как человек склонный к философии и анализу незаметно для себя самого я поднакопил знания по основам управления движением человека.

Основу аргентинского танго составляет взаимодействие двух личностей, взаимодействие физическое и эмоциональное. Без любой из этих трех составляющих будет что угодно, но никак не танго. Я сейчас сознательно опускаю вопрос формирования личности, могу лишь отметить, что взаимодействие в танго построено не на принципе «двух половинок — в одно целое», а на принципе «один + один» (взаимодействие двух зрелых личностей). Люди наделены дуальной системой собственного естества. Предлагаю подробнее рассмотреть эту тему в аспектах движения.

Начнем с физики и механики. Рассмотрим обычный шаг с управляемым перемещением тела из т.А в т.В. Под управлением перемещением будем понимать возможность замедлить движение, сменить направление движения на противоположное, ускорить движение, при этом «не потерять баланс». Предлагаю использовать для рассуждений понятие Центра Масс — ЦМ. Итак, полностью управляемый шаг начнется с того, что человек удерживая ЦМ и балансируя на одной ноге в т.А, выносит вторую ногу в т.В. Затем начинает перемещать ЦМ в направлении т.В, опираясь на обе ноги. И лишь когда ЦМ окажется в т.В, человек балансирую на второй ноге, сможет забрать первую из т.А. Это и будет завершением шага. Понятно, что полное управление перемещением ЦМ на отрезке АВ возможно только при опоре на обе ноги.

 

people1

Положение тела в пространстве между т. А и т. В может быть произвольным, а ЦМ движется по прямой линии. В реальной жизни мы не используем управляемый шаг, скорее наша ходьба является серией управляемых падений. Мы падаем на выставленную вперед ногу, а затем, используя силу инерции и амортизацию выставленной вперед ноги, собираем ноги вместе. Регулируя силу амортизации мы, либо останавливаем движение, либо продолжаем.

Обычный шаг в танго является гибридом между рассмотренным выше и обычным шагом. Следует учитывать наличие еще двух возможных точек опоры (ноги партнера (-ши)) и совместный ЦМ, образующийся при взаимной поддержке партнеров. Введем понятие Точек Контакта – точки в которых возникает физическое взаимодействие партнеров. Точками контакта в зависимости от позиции партнеров могут быть кисти рук, плечи, голова, грудь и т.д. Точки контакта могут быть различными для партнеров в паре. К примеру, в базовой открытой позиции: у ведущего – кисть правой руки и предплечье левой, у ведомого — кисти рук. Точки контакта динамически меняются во времени. Точки контакта могут иметь количество от 1 до 3 (из моей личной практики).

В танго ведущий через точки контакта управляет свободной ногой ведомого. Такое управление возможно лишь при наличии у обоих «королевской постуры». Такой постурой обладают здоровые физически и внутренне уверенные в себе люди, люди, знающие себе цену. При таком положении тела в пространстве, воздействие полученное в точках контакта, передается в ЦМ, что приводит в действие свободную ногу партнера. Я также отмечу, что под взаимодействием партнеров я понимаю возможность ведомого оказывать противодействие ведущему. Это элемент обратной связи, для того, чтобы ведущий ощущал происходящее с ведомым. Если ведомый не способен оказать чувствительное противодействие ведущему, то никакой речи о физическом взаимодействии быть не может.

Рассмотрим пример со стороны ведомого. Пусть точками контакта ведомого являются кисти рук. В кисти рук ведомый получает воздействие с силой F. Учитывая что руки не «провалились», сила воздействия передалась в плечи, а затем по ключицам в верхню часть грудной клетки.

Дальнейшая передача воздействия в ЦМ возможна лишь через позвоночник, при этом обладателям «офисной» постуры гораздо сложнее передать воздействие в ЦМ через дважды изогнутый позвоночник, чем людям с «королевкой» постурой. Он попросту «пружинит» отваливаясь назад. По этой же причине, при увеличении силы воздействия первые не могут обеспечить равную силу противодействия Fc, что ведет к «прогибанию» под ведущего, уменьшению раз мера шага и потере баланса.

 

people2

 

Обладатели «королев ской постуры» легко обеспечивают практически бесконечное увеличение силы противодействия, благодаря ровному позвоночнику и «правильной» реакции свободной ноги. Такая постура позволяет партнерам быть «понятными» друг-другу, легко обеспечивать равнозначную длину шага и использовать взаимные поддержки.

Рассмотрим вариант совместного шага. Как я заметил, основной шаг в аргентинском танго является гибридом между управляемым шагом и управляемым падением.

В фазе 1 ведущий начинает смещать проекцию ЦМ с середины опорной стопы на носок, активируя силу воздействия на кисти ведомого. Это приводит к возникновению противодействия в точках контакта ведомого. Воздействие передается в ЦМ ведомого, что приводит к выносу его свободной ноги (фаза 2). Промежуток между фазами 2 и 3 является отрезком с неуправляемым участком движения.

 

 

people3

 

В фазе 3 оба партнера стоят на двух ровных ногах. Эта фаза очень важна. С этого момента возможно управляемое перемещение ЦМ обоих партнеров: обратное движение, ведение в крест, быстрое или затянутое закрытие шага. В этом месте крайне важно отсутствие суетливости и спешки у обоих партнеров. В промежутке фаз 3-4 ведущий продолжает переносить вес на переднюю ногу отталкиваясь задней ногой. При переносе веса нога, на которую переносится вес сгибается, что приводит к понижению уровней партнеров относительно паркета. В фазе 4 ЦМ каждого из партнеров переносится на новую опорную ногу, освобождая одну из ног, при этом освобожденная нога остается прямой (но не участвует в опоре). После фазы 4 ведущий начинает поднимать свой уровень и уровень ведомого до Hmax, используя только опорную ногу. Это приводит к тому, что свободные ноги обоих партнеров как маятники возвращаются под партнеров, слегка сгибаясь в коленях.

Следует также заметить, что относительно общей линии движения ЦМ обоих партнеров движутся зигзагообразно.

 

people4

 

В следующей статье я рассмотрю детали и психологические аспекты шага в танго.